Новости

#талантыЮАО: «Про папу и про меня» рассказала одаренная жительница района

21/01/2019

Надежда Горбушина у афиши первой своей выставки

Рубрика #талантыЮАО знакомит сегодня с жительницей района Орехово-Борисово Северное Надеждой Горбушиной и ее знаменитым отцом.

Надежда — талантливый продюсер, сценарист, историк и создатель творческой резиденции «Шипиловская, 10/10». А еще она дочь художника – Олега Горбушина. О папе и о себе Надежда рассказала в интервью редактору газеты «Борисовские пруды».

Олег Горбушин в мастерской

Известный иллюстратор Олег Горбушин родился в Москве в 1961 году. Сначала закончил филологический факультет МГПИ им. Ленина и 7 лет преподавал русский язык и литературу в школе № 996. В конце 80-х круто изменил свою жизнь и получил второе образование – художественное — под руководством мастера философского пейзажа Николая Касаткина. Новая Россия переживала книжный бум. И молодой график сотрудничал с гигантам издательского рынка такими, как РОСМЭН и АСТ. С 1996-ого Олег Юрьевич начал иллюстрировать классику детской литературы для нового издательства «Самовар», а затем стал в нем главным художником . В портфолио иллюстратора можно найти «Принцессу на горошине», «Мойдодыра», «Айболита», «Муху-Цокотуху», «Дядю Степу», «Незнайку»…

— У папы творческая задача заключалась в том, чтобы создать новых персонажей культовых произведений, которых бы полюбило новое поколение. Все-таки дядя Степа в 30-е и 90-е – это два разных героя. Книги с папиными иллюстрациями мы встречали и в Петербурге, и в Феодосии: это было настоящее чудо, момент детской гордости, — рассказала Надежда. — С 2009 года папа начал преподавать, основал свою студию. Сегодня у него более 50 учеников разного возраста. В декабре он устроил большую выставку их работ в Музее Ар-деко. А работы самого Олега Горбушина показывают в парижской галерее в квартале Маре у Центра Помпиду.

— Можно ли говорить, что у Вас творческая династия? Кто еще составляет этот круг?

— Да, конечно. Например, папин прадедушка руководил цехом фабрики литографии Мамонтовых до 1917-ого, а двоюродные дедушки были хромолитографами – они готовили изображения к печати. И хорошо рисовали.

Вера Горбушина в своей галерее

Моя сестра Вера окончила художественный класс 548-й школы на улице Маршала Захарова, а потом факультет искусства графики в Строгановке. В 2007-м она серьезно увлеклась арт-терапией: много об этом читала и в 2008-м основала свою студию, а затем и галерею. Сейчас вместе со своими учениками она участвует в арт-ярмарках в Токио, Нью-Йорке, Каннах, Париже, Венеции. На самом деле, когда начинаешь рисовать (ну вот правда, я сама рисую с детства) или лепить из глины, действительно, что-то в твоей голове меняется. Сейчас уже всем точно известно, что новые нейронные связи создаются только в том случае, когда человек занимается искусством и пробует что-то новое. Это очень сильно влияет на жизнь Вериных учеников.

А 14 лет назад у нас родилась третья сестра Саша, и папа хотел сам научить ее читать. Тут пригодилось первое филологическое образование и опыт педагога. Он разработал свою методику обучения детей чтению и проиллюстрировал свои азбуку и букварь. Особенность этой методики заключается в том, что изначально папа исключает слова с безударными гласными, так что у ребенка нет диссонанса в голове, что пишется «корова», а читается «карова». И на каждой странице есть советы для родителей.

scrn_big_1

— Каково это быть ребенком художника?

— Папа прекрасный педагог и художник. Вообще творческие люди бывают очень разные: кто-то сидит у себя в мастерских, занимается только своим творчеством и со своей семьей общается очень мало. У нас было наоборот.

Напротив нашего дома находился жилой кооператив, который наполовину был от Мосгорисполкома, а наполовину – от Союзгосцирка. И мама с папой познакомились там с семьями переводчиков, врачей-психиатров, хормейстера и режиссера цирка и архитекторов-химиков. Так, эти семьи заменили нам детский сад. У одной мамы занимались музыкой и танцами, у другой – английским, а у нашего папы мы изучали историю искусств, труд и рисование.

У нас с сестрой никогда не было такого, чтобы мы хотели родителям что-то купить в подарок. Мы всегда делали все своими руками. Так как мама работала в музее искусств народов Востока, где было очень много красивых вещей, то это стимулировало нас придумывать что-то классное: сделать закладку для книг или шкатулку для украшений и инкрустировать ее перламутром, написать стихи. Я помню, папа учил нас резать по кости. Он классный!

Кстати, в армии его отправили служить в Германию, поэтому с ним я начинала учить немецкий, с мамой – английский.

— То есть Вы владеете двумя этими языками?

— Четырьмя! Мама меня учила еще мертвому языку санскриту. Это происходило дома на кухне: мама печет свое фирменное творожное пирожное, а ты сидишь и занимаешься. А в МГУ у меня был французский.

— У Вас есть какие-то любимые работы отца?

— Например, в детстве меня поразила одна работа, она мне даже снилась! Папа нарисовал натюрморт с дыней, и она получилась настолько «вкусной», я ее помню до сих пор.

Когда папа начал заниматься книжной иллюстрацией, то рисовал в основном дома. А было это так: первая стадия – эскиз карандашом, который мы с сестрой оценивали. Папе было важно наше мнение, и, конечно, нам это нравилось. Например, он рисовал «Бременских музыкантов». И это же супер-класс и счастье, что можно сказать папе, чтобы он нарисовал такую принцессу, которую захочешь ты. А потом по всей стране можно было эту принцессу обнаружить.

— Как я поняла, Вы гордитесь не только папой. В итогах 2018 года, которые Вы опубликовали на своей странице в социальных сетях, есть несколько строк о Ваших предках, которые были известными личностями своего времени. Это случайное знание или Вы специально изучали этот вопрос?

— Я историк во втором поколении, так что это уже многое для меня значит. Один из моих предков был византийским священником, которого отправили с дипломатической миссией к патриарху Никону. Его потомка, прарадедушку Дмитрия Троицкого, приглашали читать проповеди в храм Христа Спасителя и беседовать с Львом Толстым о православии. Он упомянут в мемуарах Софьи Толстой. Дедушка Горбушин с папиной стороны был военным дипломатом, и в 50-е годы его отправили военным советником в Китай, а перед этим он был комиссаром при штабе маршала Черняховского.

Когда такие вещи слышишь, то это делает мир меньше, проще и живее. И ты понимаешь – Sky is the limit (предела нет, прим.ред.).

А еще я сравниваю людей, которые не интересуются историей своей семьи, и людей, которые ее ценят. Я понимаю, что у вторых больше шансов остаться в гармонии с большим городом.

— Вы являетесь создателем проекта «Шипиловская, 10/10». Расскажите о нем подробнее.

— В современном мире искусства существует достаточно конкретная разновидность художественных институций, которая называется резиденция. В квартире три комнаты: я приглашаю сюда художников или ученых. И пока они здесь находятся, знакомятся с нашими архивом и библиотекой, ходят по району, вдохновляются. А по итогам должны создать работу или исследование.

В прошлом году мы создали проект для музея-заповедника «Царицыно» — звуковой документальный пейзаж. В Оперном доме в течение нескольких месяцев звучал акустический пейзаж (да-да, звучал пейзаж!), созданный из аудиозаписей обычной жизни района: объявления в метро, разговоры людей на улицах, метлы дворников… Проект так и назывался — «Один день из жизни Орехова-Борисова Северного». Так, нам удалось соединить два географических объекта в одном пространстве: дворец и музей «Царицыно» и жилой массив.

Большинство привыкли во дворце думать о балах и придворных. А мне интересно рассказывать о современном живом районе, где стоит дворец, памятник другой эпохи. И диалог между этими двумя мирами развивается. Посмотрим, что будет дальше.

 

Текст: Кира Убожкова

Фото предоставила Надежда Горбушина

Метки: , , ,

Выбор редактора