Новости

25 лет образования вертолетной пожарно-спасательной службы Москвы, первой в России

12/03/2019

12 марта 1994 года, ровно 25 лет назад, в Москве появилась первая в России вертолетная пожарно-спасательная служба для тушения пожаров и спасения людей. Именно тогда впервые в Москве красно–белый вертолет КА–32А с цифрами «01» на борту продемонстрировал свои возможности на глазах у изумленной публики. Красавец–вертолет был передан в собственность столицы и тут же вечером этот факт показали в СМИ, комментируя: впервые – в небе над Москвой, впервые – в России – пожарный вертолет! 
         Так Правительство Москвы сделало первый шаг в сторону решения мировой проблемы спасения людей и тушения пожаров в высотных зданиях. В 90 годы для нужд столицы было приобретено 3 пожарных вертолета, которые чуть позже, в 2003 году после образования Московского авиационного центра, были передано в его оперативное управление.
         «Вертолет «Ка-32» — идеальная машина для тушения пожаров, — комментирует директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко, — Он хорошо «висит» в воздухе, маневренен и прекрасно управляем. Пилот может сбросить воду прямо в эпицентр пожара. Сбрасывается она из водосливного устройства. Но эту конструкцию можно применять только на открытых пространствах. А в плотной городской застройке, для высотных зданий, нужно что-то другое. Воду на здание необходимо подавать с предельно возможной точностью. Вот над этой проблемой мы стали особенно тщательно работать в годы становления Московского авиационного центра».
         Результатом такой работы стало уникальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, которая, кстати, в 2009-2010 гг. была установлена на тот самый первый легендарный красно-белый вертолет. Правда, к тому времени, вертолет был уже в традиционной раскраске международных аварийно-спасательных служб – белый с сине-оранжевыми полосками. До недавнего времени это был единственный вертолет, оснащенный системой горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Эта система идеально подходит для тушения высотных зданий. Пилоты Московского авиацентра продемонстрировали ее эффективность в 2010 году при тушении пожара на заводе Алмаз-Антей; в 2012 году —  при сложнейшем пожаре в башне Федерация Москва-Сити  и т.п. 
         «Вертолеты Московского авиационного центра, -рассказывает Кирилл Святенко, — привлекаются на все крупные пожары в высотках и промзонах города Москвы. Решение о том, что нужна пожарная авиация, принимают в штабе пожаротушения, на месте ЧС. Наши пилоты всегда готовы к вылету. В случае вызова через 15-20 минут экипажи уже будут у горящего здания».
         Более 70 крупнейших пожаров было потушено в столице и регионе с помощью вертолетов учреждения. Пожар на заводе «Серп и молот», в «Вернисаже» в Измайлово, пожар на складах Черкизовского рынка, лесные пожары 2010 года —  всех просто не перечислить. Их недавних – пожар в поселке «Шишкин лес», в ТЦ «Синдика», в Северном Медведково, возгорания на складах Южнопортовой улицы, в этом году – пожар на Первой Магистральной. 
         За годы своего существования пожарно-спасательная авиация Москвы шагнула далеко вперед. После сложнейшего пожара в ММДМ Москва-Сити было принято решение о круглосуточных дежурствах пожарных вертолетов, что и осуществил Московский авиационный центр. Сейчас в оперативном управлении  учреждения находится 10 вертолетов. Из них 4 пожарных (три воздушных судна Ка-32А и Ми-26), 5 санитарных ВК117С-2. И легенда самой первой вертолетной пожарно-спасательной службы до сих пор в Москве. 
         «В этом году у нашего ветерана «Ка-32» (1989 года выпуска), -комментирует директор ГКУ «МАЦ»,  — заканчивается нормативный срок эксплуатации. По решению Мэра Москвы, вместо него город приобретет машину новой модификации — «Ка—32А 11BC». По общему признанию, это один из лучших противопожарных вертолетов во всем мире. Он «быстрее, выше, сильнее» предшественника. И, вместе с тем, наших пилотов не придется переучивать, ведь класс вертолета тот же самый. Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев». 
         В дальнейшем Московский авиационный центр ждет практически полное обновление парка пожарных вертолетов. А еще воплощение смелых идей по разработке новых пожарно-спасательных технологий. Москва активно строится, расширяется, растет количество жителей. Город, несомненно, нуждается в современной, самой передовой вертолетной пожарно-спасательной службе.

 

Выбор редактора