При одном взгляде на Елену Сухоносову ясно — перед нами серьезный и строгий управленец. Что неудивительно, Елена Николаевна уже 27 лет работает в должности директора школы, а сейчас применяет свой организаторский опыт председательствуя в Совете депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное. В интервью нашему корреспонденту она рассказала об актуальных проблемах района, а также школы и образования в целом.
— Как Вы попали в депутатский корпус?
Елена Сухоносова (Е. С.): Наверное, каждый человек, который является депутатом муниципального округа, ставит перед собой определенные задачи. Безусловно, каждого депутата большего всего интересует решение вопросов, с которыми к нему обращаются избиратели. Поскольку я работаю в образовании, сами понимаете, через меня проходит большое количество людей. Это не десятки и даже не сотни, это тысячи. Наверное, поэтому люди выбрали меня. Сегодня я являюсь депутатом уже четвертого созыва. Меня очень интересуют все вопросы, которые решаются на уровне района, в какой бы они области ни были, это и строительство, и освещение, и медицина, и социальная сфера. На все их вопросы я должна дать компетентный ответ. Это первое. И второе, депутатский значок на груди не дает никаких льгот, особых приоритетов, но он дает людям уверенность в том, что к такому человеку можно обратиться в любое время и верить, что ему помогут.
— Вы уже третий год исполняете обязанности главы муниципального округа. Какие промежуточные итоги можете подвести?
Е. С.: С выходом Федерального закона №39 у депутатов появилось очень много полномочий. И это хорошо, потому что депутаты не просто заслушивают какой-то отчет, не просто принимают к сведению, они в курсе всех событий, происходящих в районе, и имеют право вносить предложения на использование внебюджетных денег, которые закон дает возможность распределять только при положительном решении Совета депутатов. Естественно, это и значимо: мы за прошлый и позапрошлый годы подписали большое количество актов по благоустройству, строительству. И люди приходят и говорят «Спасибо!», потому что там, где много лет не отвечали и не откликались по таким будничным вопросам как замена лампочек, мелкий ремонт подъезда и т.п. Этот депутатский созыв отличается тем, что представляет несколько разноплановых позиций депутатов, у нас есть фракция коммунистов, есть люди от «Единой России», есть самовыдвиженцы. Причем это люди, имеющие большой опыт, есть руководители. Конечно, мы иногда друг с другом не соглашаемся, но, как известно, в споре рождается истина. И я считаю, что уважение к муниципальному собранию, его значимость среди жителей существенно возросли. Простой пример. Главные врачи поликлиник отчитываются раз в год перед Советом. В прошлом году к ним было очень много вопросов. И на сегодня многое уже снято с повестки дня.
— Что у Совета стоит на первом месте в планах на 2016 год?
Е. С.: Сразу начну с реализации 39 ФЗ, я имею в виду финансирование, которое рассматривает Совет депутатов. Я как руководитель, и, думаю, мои коллеги меня поддержат, хотела бы рассматривать в первую очередь не те объекты, которые нам предлагаются, а те, о которых просят люди, ведь невозможно зайти в каждый подъезд, осмотреть каждую лестничную площадку и все улицы со всеми деталями пройти тоже невозможно. Поэтому нужно слышать проблемы, важные для жителей. Мне бы хотелось, чтобы значительная часть средств шла на социальную сферу. Строительство — это замечательно, но социальная сфера – это дети, многодетные семьи, льготники, праздники в районе. Не могу не сказать и об еще одной задаче этого года — выборы. Мы очень активно участвуем в них, естественно, привлекаем население и объясняем им необходимость участия в выборах, как обозначение своей гражданской позиции. Все вместе мы можем решать вопросы не только на уровне района, но и города и страны.
— Пара слов о школе. Последние годы образование непрерывно меняется и развивается. Тут и ЕГЭ, и компьютеризация, и объединение школ в комплексы, да и сами учителя часто говорят, что ученики стали другие. Как изменилось качество образования по сравнению, например, с 90-ми?
Е. С.: Это вопрос не для одного интервью! Качество образования, тем более в сравнении, это тема для целого исследования, а вот организационные моменты, о которых сейчас все спрашивают, я могу прояснить. ЕГЭ, компьютеризация — это уже вообще не проблема. У всех все есть! У нас школы оборудованы по последнему слову техники, есть школы, в которых есть оборудование по проекту Курчатова. Раньше бы хвастались: у нас две интерактивные доски, три доски. Сейчас это даже не рассматривается. И город, и бюджет помогают в оснащении образовательного учреждения современным оборудованием. Вопрос подготовки к ЕГЭ и к ОГЭ уже отработан. Что касается реорганизации, это сложный вопрос, многие были недовольны. Естественно, всех интересует, какие плоды она дала? Вот сейчас прошло несколько лет и можно делать какие-то выводы. Есть много положительного, постепенно то, что вызывало неприятие, уже ушло. Первое, нам отданы деньги полностью, и настолько, насколько мы с ними правильно, грамотно обращаемся, настолько нам их и хватает. И страшное слово во всех сферах – «сокращение». Ушли из штатного расписания те должности, без которых можно обойтись. Тем самым, учитель или воспитатель, главное лицо в образовательном процессе, получает приличное повышение зарплаты. Второй очень важный вопрос — конкретный результат образовательного учреждения – это участие во всероссийских олимпиадах, результаты ЕГЭ и ОГЭ, мониторинги, а они абсолютно независимые, всё в свободном доступе. Прозрачно сейчас все: если учитель участвует в гранте, все можно наблюдать и не строить домыслов, что у кого-то там приятели помогают. И третий пункт, это достаточно большая свобода. Свобода в открытии классов той или иной направленности, свобода в предоставлении платных услуг по запросу родителей — спорт, иностранные языки. Свобода в выборе содержания и структуры образовательного учреждения полная.
— Немного философский вопрос, чему школа, на Ваш взгляд, должна в первую очередь научить ребенка?
Е. С.: Очень философский! Я бы первой задачей поставила воспитательную. Мы должны научить ребенка реализовывать свои возможности. Школа не должна упускать ни одного воспитательного момента. История показала: как только образуется пустота, она тут же заполняется. Нельзя допускать, чтобы она заполнялась, чем попало, иначе мы можем многое потерять. Поэтому мы возвращаемся к организации детских объединений, участию детей в социально значимых проектах. Развиваем и популяризуем патриотическое воспитание, музейную педагогику. В общем, я считаю, что задача школы — воспитывать людей. Информационные технологии — это хорошо, но наши дети разучились общаться, выражать свою точку зрения и анализировать ситуацию. С этим мы и работаем.
Екатерина Гробман
Метки: Москва, Сухоносова, ЮАО