С 2011 года в Москве отреставрировали больше семи сотен архитектурных памятников истории, заявил мэр столицы Сергей Собянин, побывавший в пятницу на торжественном открытии здания Скоропечатни товарищества Левенсона в Трехпрудном переулке после реставрации.
Ее, как заметил мэр Москвы Сергей Собянин, в самом начале ХХ века спроектировал архитектор Федор Шехтель. Этот комплекс состоял из трех объектов — административного, производственно-типографического корпусов и здания сторожки.
В девяностых годах это здание в центре Москвы начали использовать в качестве офисного комплекса, добавил глава столичного правительства Сергей Собянин.
Добавим, что типография (скоропечатня) А.А.Левенсона была основана 31 марта 1881 г. и первоначально размещалась в Рахмановском переулке.
В 1890 г. была реорганизована в «Товарищество скоропечатни А.А.Левенсон». В 1896 г. товарищество выполняло заказ к коронации Николая II и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Несмотря на неизбежные сложности (например, пожар 1892 г.) дела товарищества шли в гору, и вскоре скоропечатня А.А. Левенсона стала одной из наиболее известных типографий России. Например, в ней были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», а также первая книга Антона Чехова – сборник рассказов «Сказки Мельпомены».
В 1900 г. в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Ф.О.Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни А.А. Левенсона, которые стали одним из первых градостроительных комплексов Москвы в стиле модерн.
Комплекс состоит из 3 объектов – административного, производственно-типографского корпусов и здания сторожки.
Наибольшую архитектурную ценность представляет административный корпус с двухскатной кровлей, решеткой с надписью и угловыми башенками стилизованными «под готику». Под стать оригинальному внешнему виду здания было и его богатое внутренне убранство.
Производственно-типографский корпус был спроектирован максимально функционально. При его возведении были применены новейшие технологии и материалы начала XX в. Например, металлический каркас позволил создать большие открытые пространства в цехах и обеспечить максимальное остекление фасадов, что важно для типографского производства.
После Октябрьской революции типография была национализирована, а в 1923 г. она стала 16-й типографией «Мосполиграфа». В конце 1920-х и 1930-е гг. на ее территории появилось еще несколько зданий, уплотнивших застройку владения и, тем самым, ухудшивших эстетическое восприятие памятника, спроектированного Ф.О. Шехтелем.
После закрытия в 1942 году 16-й типографии «Мосполиграфа» до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.
С начала 1990-х гг. здания скоропечатни А.А. Левенсона (Трехпрудный переулок, д.9, стр.1,4,8) используются в качестве офисного комплекса.
В результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.
Комплексная реставрация зданий скоропечатни А.А. Левенсона была начата в 2013 г. и продолжалась до августа 2016 г.
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Метки: Москва, реставрация, Сергей Собянин