В структурных подразделениях территориальной клубной системы «Орехово» (прим. ред. — руководитель Галина Долгашова является депутатом муниципального округа Орехово-Борисово Северное) работают выпускники лучших творческих вузов страны. У многих за плечами большой опыт. Одним из них является художественный руководитель театра народного и эстрадного танца «Славяне» Виктор Бирюков. 22 года он проработал в Москонцерте ведущим солистом. Об этом и многом другом Виктор Тимофеевич рассказал в интервью нашему корреспонденту.
Виктор Бирюков (В. Б.): После 20 лет напряженного труда и беспокойной гастрольной жизни я вышел на пенсию. Жизнь артиста – это бешеный темп, гастроли, самолеты, поезда. Ты общаешься с известными людьми – Леонидом Утесовым, Марком Бернесом, Лидией Руслановой, Людмилой Зыкиной, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном и другими. Когда 22 года «варишься» в этом, трудно потом прижиться в спокойной обстановке. Кто-то из межсоюзного дома самодеятельного творчества, который находился на Большой Бронной, посоветовал мне пойти в самодеятельность . Так я оказался в ЗИЛе. Там художественный руководитель попросила организовать ансамбль эстрадного танца. Месяца три я дико сопротивлялся, но меня все-таки уговорили.
— Почему Вы были против?
В. Б.: У меня же были балетмейстеры из Большого театра, профессионалы. Но все-таки согласился – повесили объявление в ЗИЛе о наборе в ансамбль. Пришло 180 человек. Я растерялся от такого количества желающих и просто не знал, что с ними делать. Рабочие, крановщицы заявляли: «А шо? Мы тоже хочем танцевать!».
— Как справились?
В. Б.: Проработал так 3 года. Конечно, тяжело было, по пять часов из зала не вылезал. Мы организовали группы по 30 человек, при них еще были 2 группы детей. С художественным руководителем ЗИЛа долго думали, как назвать детский коллектив. В итоге остановились на «Юном ЗИЛовце» — это название существует до сих пор.
— А что было после?
В. Б.: Меня перевели в МИСИС, где я работал уже со студентами. В институте стали и сплавов ансамбль назывался «Ронд». С ним мы завоевывали гран-при на фестосах – это соревнования среди вузов Москвы. Все мои номера были успешными, и мы всегда выступали на гала-концертах, где присутствовал Юрий Лужков. Он всегда выходил на сцену, жал руку, дарил цветы – приятно вспомнить.
— Как Вы оказались в клубной системе «Орехово»?
В. Б.: Работая в МИСИСе, я успокоился и перестал жалеть о прошлой гастрольной жизни. И тут мне позвонили из центра «Московские окна» и предложили сделать танцевальные номера. Когда я пришел, в коллективе было 6 женщин. Начали работать, потом решили собрать детей. Так появился театр эстрадного и народного танца «Славяне». Попутно я окончил «Спутник» при ГИТИСе, потом там же и преподавал.
— Многие танцоры не любят классику…
В. Б.: По молодости и я ее не любил, всячески сопротивлялся. Классика, как мне казалось, это скучно и неинтересно. И только с годами начал понимать – без нее путь в никуда. Мне вспомнился Станиславский. В детстве он обожал цирк. Он был шалуном, за что часто был наказан. Родители наказывали его так: провинился – водили в оперу, хорошо себя вел – в цирк. Его наказывали классикой и вот что из него получилось.
— Что больше всего вспоминаете из гастрольной жизни?
В. Б.: Я ходил в Америку на корабле «Лермонтов». Был первый рейс «Ленинград – Нью-Йорк». Поехал солистом, там была небольшая группа из Москонцерта. Капитан корабля попросил меня взять бразды правления над самодеятельность ю – корабельным ансамблем танца. В том рейсе были министры и великие люди – академик Капица с супругой, Шостакович с женой. К слову, Шостакович ехал в Чикаго на вручение премии «Оскар». Я решил сделать балет «Лебединое озеро» в мужском составе – из моряков. Всем очень понравилась такая интерпретация в комичном варианте. 11 июня мы пришли в Нью-Йорк, где я впервые увидел газету «Нью-Йорк Таймс». На первой полосе красовалось фото теплохода «Лермонтов» на фоне статуи Свободы и второй снимок – наш танец маленьких лебедей.
— Ваш танцевальный опыт востребован в нынешней работе?
В. Б.: Конечно! Я всегда заставляю своих учеников заниматься классикой. Дети через классическую музыку воспринимают информацию, а лет через 15 они это вспомнят и им это непременно пригодится.
Слово депутату
«Что нужно сделать, чтобы нынешнее поколение полюбило народный танец? Самое главное, хореографу, руководителю творческого коллектива нужно безумно любить свою работу. Музыку, чтобы потом определить для себя, что ставить, чтобы раскрыть ее. Народный танец — это фольклор. В своем развитии народный танец претерпевает изменения. Виктор Тимофеевич Бирюков – хореограф с уникальным творческим почерком. Что очень важно, его постановки народной хореографии строятся на фольклорных традициях. И для мастера очень важным является, чтобы каждый танец был композиционно выстроен и качественно подготовлен, чтобы привлекал внимание и заинтересовывал» , — отметила Галина Долгашова.
Нина Куряшкина