Шахматы – это не просто интеллектуальная игра, это целое искусство. Они развивают тактическое и стратегическое мышление, память, внимание, интуицию, усидчивость. Руководитель шахматного клуба «Ладья» территориальной клубной системы (ТКС) «Орехово» Владимир Палагин рассказал нашему корреспонденту, как он пришел в этот спорт и много ли ребят в районе им увлечены.
Владимир Палагин (В. П.): В шахматы меня научил играть мой отец, когда мне было шесть лет. Всерьез же я стал заниматься лет с двенадцати, после того как занял второе место в турнире в пионерском лагере. В 1996 году окончил Московскую академию приборостроения и информатики по специальности «инженер-электро механик». А в 1999 г. получил второе образование в Московском педагогическом государственном университете. После вуза в течении десяти лет работал школьным психологом, а также вел группы личностного роста.
— Как Вы стали тренером по шахматам?
В. П.: Преподавание шахмат я начал еще в школе в качестве педагога дополнительного образования, организовав там кружок. В октябре 2006 года пришел работать руководителем шахматного коллектива «Ладья».
— С какого возраста ребенка нужно обучать игре в шахматы?
В. П.: С 6 лет у детей формируются необходимые навыки учебной деятельности. Но со временем я убедился, что иногда приходят вполне разумные и усидчивые пятилетние и даже четырехлетние ребята. Поэтому жестких ограничений по возрасту нет, главное, чтобы у ребенка был собственный интерес к игре. Основной блок программы обучения рассчитан на 3 года.
— Как в детях пробудить интерес к такому малоподвижному спорту?
В. П.: Мы используем демонстрационные доски, задачники, специализированн ые компьютерные программы. Теория, как правило, занимает не более трети от всего занятия. Большой акцент делается на решении задач и практических партиях. Кроме того, проходят конкурсы по решению этюдов, сеансы одновременной игры с тренером. Наиболее сильные игроки также принимают участие в районных, окружных и городских шахматных турнирах, и фестивалях, занимая призовые места.
— Победа – это всегда радость, а как дети справляются с поражением?
В. П.: К поражениям все игроки относятся по-разному. Есть немало ребят, принимающих проигрыши слишком близко к сердцу. Реакция бывает различной: кто плачет, кто зарекается больше не играть в турнирах, а кого-то проигрыш заставляет еще интенсивнее работать над собой, проявляя бойцовский характер. Однако я всегда говорю ребятам, что отрицательный результат тоже результат. Иными словами – это значит, что в следующий раз нужно учесть свои ошибки, чтобы их не повторять.
— Что для Вас главное в работе?
В. П.: Хотя спортивные достижения моих учеников, несомненно, меня радуют, однако это не самое главное. Первостепенная цель – привить любовь к шахматам. И тот факт, что многие ребята занимаются по несколько лет, свидетельствует о том, что это удается. Приходите в наш шахматный клуб, и я с радостью помогу вашему ребенку раскрыть свой талант и научиться этой игре!
Слово депутату
Директор ТКС «Орехово», депутат муниципального округа Орехово-Борисово Северное Галина Долгашова отметила, что шахматы – это отличная помощь родителям и педагогам, поскольку способствует гармоничному развитию ребенка.
«Какова польза шахмат для детей? С одной стороны, это замечательное интеллектуальное времяпровождение , с другой – ребенок учится логически мыслить и рассуждать, руководствуясь правилами игры, анализировать и делать выводы. И, что особо нужно отметить, ребенок учится принимать самостоятельные решения, что очень важно в становлении характера каждого человека. С каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать сам. И чем дальше, тем увереннее. В каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельност ь, он раскрывается и зреет как личность», — отметила Долгашова.
Нина Куряшкина