О качестве школьного образования, оценке труда учителя и эффективности школ рассуждают педагоги района и депутаты муниципального округа Орехово-Борисово Северное. В преддверии нового учебного года они пообщались с корреспондентом районной газеты на эти актуальные темы.
Вопрос, насколько эффективна современная школа, что она из себя представляет — волнует многих. По мнению специалистов, обучающие программы – на высоте, что касается укомплектованности школ квалифицированным персоналом – проблем нет, а про техническое оснащение и говорить не приходится – лаборатории, оборудование, компьютеры – все по последнему слову техники. Изменились и требования, предъявляемые к педагогам и образовательным учреждениям. Сегодня педагоги проходят тщательный отбор. Учитель должен быть образованным, эрудированным, умным, грамотным, авторитетным, активным, мобильным, добрым, находчивым, творческим. Естественно, что, чем выше квалификация, тем дороже стоит такой профессионал. Соответствует ли оплата труда педагогов заявленным требованиям? В этом нам помог разобраться учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 878 Александр Жигалов.
«Летом на портале «Мел» прочёл статью «Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)», — рассказал Александр Юрьевич. — Сегодня хочу рассказать о том, «за что платят учителю в школе» – в спальном районе Москвы, на юге зелёной «ветки». Оплачивается абсолютно всё: классное руководство, работа в пунктах проведения ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), проверка тетрадей и пр. Список далеко не полный. Значительной частью зарплаты являются ежемесячные стимулирующие выплаты. Их размер целиком определяет лишь один человек – сам учитель. Да, всё зависит от результатов его работы. Как их измерить? Самый точный барометр – дети. Результаты работы учителя – это прежде всего успехи его учеников. В нашей школе учитываются результаты участия в ОГЭ и ЕГЭ, в независимых диагностиках Московского центра качества образования, национальных исследованиях качества образования, во Всероссийской олимпиаде школьников (в любом из её туров), в многочисленных олимпиадах, конкурсах, проектах, спортивных соревнованиях, которые предлагает детям Москва. Департамент образования ежегодно публикует полный список конкурсов и олимпиад. С ним стоит познакомиться! Хотя бы для того, чтобы понять: в столице нет ребёнка, который бы не нашёл в этом многообразии возможностей себя. Нередко число мероприятий достигает сотни. Любой проект, любой талант, любая мечта осуществимы.
Результаты работы учителя – это и его личные достижения также влияют на размер стимулирующих выплат. Что учитывается в нашей школе? Конечно, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах (речь идёт о метапредметной олимпиаде «Московский учитель», конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Учитель года» и др.), участие в мегапроектах столичного образования (Международный форум «Город образования», ежегодные съезды учителей Москвы и др.). Берутся во внимание результаты независимых диагностик (ЕГЭ для учителей), результаты работы в Московской электронной школе. Создание авторских уроков, использование ресурсов Библиотеки МЭШ – это и есть обмен опытом, только в новом – цифровом, мгновенном – формате! Сегодня горячо обсуждается стратегия развития московского образования до 2025 года. Уверен: та система оплаты учительского труда, которая сложилась в нашей школе, полностью отвечает основным положениям стратегии. Учитель должен получать зарплату не столько за процесс, сколько за результат.
На вопрос: как оплачивается? Отвечаю без обиняков – достойно и своевременно. Факты говорят сами за себя: в Высшей школе экономики на специальность учитель математики конкурс – 6 человек на место. На конкурсе «Учитель года» ежегодно определяется десятка лауреатов – лучших учителей столицы. В 2016 году учителей — мужчин было 7, в 2017 – 8, в 2018 – 7. В московских школах всё больше учителей-мужчин, всё больше молодых специалистов. Причина проста – времена изменились. Сегодня мужчина-учитель способен обеспечить семью. Так было далеко не всегда, знаю не понаслышке: я учитель в третьем поколении. Разумеется, возросла и ответственность. Многократно. Но вместе с ней колоссально возрос уровень достижений: московское школьное образование – лучшее в мире по многочисленным показателям. «Учитель только открывает двери – входишь ты сам», — говорят мудрые. Образование без границ, без запертых дверей. Последняя – в «сокровищницу Али-Бабы» – распахнута настежь. Московская школа открыта во всех смыслах этого слова».
Комментирует депутат Совета депутатов муниципального округа, директор ГБОУ Школа № 878 Людмила Сысоева: «Учителя – это особый сорт людей. Помните название книги создателя народной педагогики, писателя, публициста Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям»? В этих словах ответ на все вопросы. Сегодня выстроилась система, когда оплачиваются именно результаты деятельности педагога. И это правильно. Такой подход дает стимул к развитию, самообразованию, профессиональному росту. Без этого не получится быть учителем, идти в ногу со временем и отвечать современным требованиям. Качественное образование и хорошие учителя в дополнительной рекламе не нуждаются. За них говорят результаты их деятельности. Например, по итогам 2016/2017 учебного года наша школа № 878 вошла в Топ-300 столичных школ, показавших лучшие образовательные результаты. Возможно поэтому у нас нет недобора учеников и 100 % укомплектованность учителями».
Метки: учителя